Защита прав потребителей при навязывании товаров и услуг

PR20120116212856Попытка принудить покупателя к приобретению товаров или услуг, в которых у него нет надобности — это грубое нарушение прав потребителя, и в действующем законодательстве РФ достаточно инструментов, чтобы привлечь недобросовестного продавца к ответственности.   

Федеральный закон №2300-1 «О защите прав потребителя» от 17.12.1999 прямо указывает, что навязывать дополнительно услуги или товары к основному приобретению запрещено (ст. 16, п.2). С точки зрения защиты прав потребителей, навязывание услуг является нарушением права на свободный выбор товаров (работ, услуг), а понесенные в связи с этим убытки возмещаются продавцом (исполнителем) в полном объеме.

Пункт 3 этой же статьи освобождает потребителя от оплаты дополнительных работ/услуг, выполненных без его согласия, а по факту уже произведенной оплаты дает право требовать возврата уплаченной суммы.

Важно: согласие потребителя на выполнение дополнительных платных работ или услуг должно быть оформлено в письменной форме.

Среди наиболее распространенных на современном рынке услуг практик:

  • принуждение граждан к заключению договоров страхования здоровья или недвижимости при оформлении кредитов.
  • навязывания коммерческой организацией невостребованного товара или услуги в дополнение к востребованным.

Потребителю важно знать, что отказ от услуг страхования по закону не может быть основанием для отказа в кредитования, так как это услуги не связанные (за исключением страхования залоговой недвижимости при ипотечном кредитовании).

В случае навязывания товара или услуги закон разрешает расторжение договора купли-продажи с возвратом потребителю денег, затраченных на приобретение дополнительного товара или услуги.

Важно: нарушающим права потребителя принуждением или навязыванием не может считаться ситуация, когда покупка дополнительной услуги или товара не является обязательным условием для приобретения желаемого товара/услуги.

Знающий положения законодательства потребитель может самостоятельно настоять на своем праве свободного выбора, при необходимости — привлечь руководство компании (магазина, кредитной организации и т.п.)

При невозможности добиться законного права для решения возникшей проблемы следует обращаться в Роспотребнадзор, общественные организации, судебные учреждения.

 

Источник: https://prava-potrebitela.ru

 

Наши проекты

С Правом по жизни!

О проекте

Расписание семинаров

Расписание приемов

План семинаров

Нормативно-правовые акты

 

 Вход свободный

В программе возможны изменения.