Сентябрь 2015

Право потребителей на информацию

О том, какое значение для потребителей имеет информация и где они могут ее получить, мы с вами узнали в главе «Источники информации для потребителей». Теперь поговорим о том, как это право гарантируется законом.

Право на информацию означает, что потребитель вправе потребовать, чтобы ему представили необходимую и достоверную информацию об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы, реализуемых им товарах, работах и услугах. Изготовитель в свою очередь обязан представить такую информацию в доступной форме, на русском языке. Кроме того, изготовитель (продавец) обязан представлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), которая обеспечивает возможность их правильного выбора. Таким образом, сведения, представляемые потребителю, можно разделить на две группы:

  1. информация о продавце (изготовителе, исполнителе);
  2. информация о товарах (работах, услугах).

Информация о продавце (изготовителе, исполнителе)

В соответствии с требованиями закона потребителю должны быть представлены:

  1. фирменное наименование организации;
  2. местонахождение (адрес) организации;
  3. режим работы организации;

информация о лицензии или аккредитации (если деятельность подлежит лицензированию или аккредитации), в том числе вид деятельности, на который выдана лицензия (сертификат об аккредитации), номер лицензии (сертификата), срок действия, а также наименование органа, выдавшего лицензию (сертификат).

Эта информация должна доводиться до сведения потребителей при заключении договора. Она размещается на вывеске или иными способами, установленными для данного вида торговли или обслуживания.

Информация о товаре (работе, услуге)

Согласно закону сведения о товаре (работе, услуге) должны включать:

  • знак обращения на рынке (т.е. обозначение, подтверждающее, что товар прошел процедуру обязательного подтверждения соответствия), если для данного товара такое Подтверждение обязательно;
  • сведения об основных потребительских свойствах. В отношении продуктов питания это сведения о составе (в том числе наименование пищевых или биологически активных добавок, использованных при изготовлении продуктов, информация о наличии компонентов, полученных с применением генно-модифицированных организмов, если содержание таких организмов превышает 0,9%), сведения о пищевой ценности, назначении, условиях применения и хранения продуктов питания, о весе, объеме, дате и месте изготовления, расфасовки продуктов питания, а также сведения о противопоказаниях для их применения при отдельных заболеваниях;
  • цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг). В том числе при предоставлении кредита — размер кредита, полную сумму, подлежащую выплате потребителям, и график погашения этой суммы;

гарантийный срок, если он установлен;

  • правила и условия эффективного и безопасного использования товаров (работ, услуг);
  • срок службы или срок годности, если они установлены, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков;
  • адрес (место нахождения) и фирменное наименование изготовителя, уполномоченной организации или импортера;
  • информацию о правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг);
  • указание на конкретное лицо, которое будет выполнять работу (услугу), и информацию о нем, если это имеет значение исходя из характера услуги;
  • указание на использование фонограмм при оказании развлекательных услуг исполнителями музыкальных произведений.

Для того чтобы продавец (изготовитель, исполнитель) не уклонялся от своих обязательств по представлению информации, законодательством предусмотрена ответственность за нарушение права на информацию.

Информация, представленная потребителю, должна быть (1) необходимой, (2) достоверной и (3) представляться в доступной форме. При нарушении хотя бы одного из этих условий потребитель может:

  • потребовать незамедлительного представления информации;
  • отказаться от договора и возвратить товар (работу, услугу), если это возможно по их характеру;
  • потребовать возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие непредставления информации либо представления ненадлежащей информации.

Чтобы продавец не мог свалить вину за возникновение недостатков на потребителя, закон закрепляет презумпцию непрофессионализма потребителя. Это означает, что при рассмотрении требование о возмещении убытков, возникших из-за нарушения права на информацию, суд должен исходить из предположения об отсутствии у потребителя специальных познаний о свойствах и характеристиках товара.

Наши проекты

С Правом по жизни!

О проекте

Расписание семинаров

Расписание приемов

План семинаров

Нормативно-правовые акты

 

 Вход свободный

В программе возможны изменения.