Тульское общество потребителей помогает защитить права жителей региона
Областная общественная организация «Тульское общество потребителей» в районах Тульской области проводит приемы граждан. Так в декабре юристы общества провели шесть выездных приемов в Узловском, Кимовском, Донском, Новомосковском, Ясногорском районе и Ленинском районе города Тулы.
Потребители получили необходимые советы и консультации по интересующим их вопросам. Люди сталкивались с нарушением прав с начислением платежей по кредитам и по страховым выплатам. Важнейший вопрос на практике защиты прав потребителей — это навязывание дополнительных услуг. Например, страхование квартиры в многоквартирном доме.
Жители одного из многоквартирных домов столкнулись с недобросовестной деятельностью управляющей компании, которая включила в платежный документ за оплату жилищно-коммунальных услуг плату за добровольное страхование квартиры при фактическом отсутствии каких-либо договорных отношений жильцов со страховой компанией.
В почтовые ящики жильцов раскладываются «информационные письма», содержащие оферту (предложение заключить договор страхования имущества). После чего, на следующий месяц приходит квитанция на оплату ЖКУ, уже содержащая строку о стоимости страховки. И если потребитель не заметит и оплатит все услуги, указанные в квитанции, то считается, что гражданин согласился с предложенными условиями договора страхования и после оплаты соответствующего счета договор считается заключенным.
Данный факт идет вразрез с положениями пункта 2 статьи 16 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей».
Сбор платежей за добровольное страхование не входит в число услуг, оказываемых управляющей компанией по договору управления многоквартирным домом и подлежащих оплате потребителями. Заключение договора страхования и оплата указанных услуг является правом собственников жилых помещений. Однако для этого должно быть принято соответствующее решение на общем собрании собственников жилых помещений.
Данной позиции придерживается и Верховный Суд Российской Федерации, который, руководствуясь статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 153, 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, положениями Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, в определении от 23 сентября 2020 г. № 309-ЭС20-13251 по делу № А60-58964/2019 указал, что информация об оплате услуг добровольного страхования не входит в перечень сведений, подлежащих включению в платежный документ. Управляющая компания, предоставляя информацию в счете-квитанции об оплате жилищно-коммунальных услуг по строке «услуга добровольное страхование» определенной страховой компании, выходит за рамки своих полномочий, предоставляемых ей собственниками помещений МКД. Указанная практика не связана с осуществлением деятельности по договору управления МКД и нарушает принцип договора, связанный с самостоятельным выбором потребителем страховой компании, что является навязыванием услуги.
Выездные приемы в районах области сотрудники Общества потребителей продолжат и в 2023 году. Услуги организация оказывает бесплатно. Если у вас есть вопросы к юристам ООО «ТОП» обратится к ним можно по телефонам: +7 (4872) 25-34-93; +7 (919) 087-22-79; +7 (953) 427-47-30.
Источник: https://tulasmi.ru/news/414679/